Новости

Из факультета вычислительной техники в авиацию. Уже 40 лет, как Карине Саркисян занимается обеспечением полетов.

Невозможно представить рейс самолета без содействия специалиста, занимающегося обеспеспечением полета. Самолетом управляет летчик, направление указывает авиадиспетчер, а разрешение на полет получает специалист по его обеспечению. Специалист, занимающийся вопросами обеспечения полетов в авиакомпании «Армения», Карине Саркисян в беседе с «Арменпресс» рассказала как о специфике своей 40-летней работы,  так и о том, как пришла в авиацию, а также поведала о своей семье.

Что делает специалист по обеспечению полетов?

Ни один самолет не может подняться в воздух, пока мы не получим на то разрешения. Например, для перелета из Еревана в Лион (у нас есть регулярные рейсы), первым делом необходимо получить время рейса, чтобы лионский аэропорт смог сообщить часы посадки и обратного полета. Затем мне необходимо обратиться во Авиационное Управление Франции с целью получения их разрешения, а после этого я занимаюсь странами, которые должен пересечь самолет во время перелета, ведь во время рейса Еревана-Лион самолет проходит через воздушное пространство Турции, Болгарии и Германии.  А еще получаем разрешение из комитета нашей Гражданской авиации.  Лишь пройдя через все эти этапы самолет может осуществить полет. Далее мы информируем все службы аэропорта «Звартноц», что авиакомпания «Армения» готовится к полету.

Существует протокол, согласно которыму мы получаем разрешения на полет. Все документы, начиная от государственного регистра до необходимых для полета сертификатов, мы представляем соответствующим инстанциям и тем странам, куда осуществляется полет. После проверки всех документов, дается разрешение. Летчик должен быть знаком со всеми этими документами, ведь во время полета, приближаясь к границе той или иной страны, диспетчер спрашивает его имя и фамилию и номер рейса и разрешения.

Для регулярных рейсов разрешение получаем сразу на весь сезон.

В авиации существует такое понятие, как сезонное рассписание полетов. Летний сезон начинается 29-ого марта и заканчивается 24-ого октября. Для регулярных рейсов получаем разрешение сразу на весь сезон, однако для чартерных рейсов —нужны отдельные разрешения.

Я училась на факультете Вычислительной техники.

В 1979 году я окончила факультет Вычислительной техники Политехнического института. С 1981 года я работаю в авиации, хотя поначалу выполняла  другую работу. В то время при Авиационном управлении был вычислительный центр, где при помощи электронных вычислительных машин (ЭВМ) мы проводили разные экономические рассчеты, занимались обработкой данных. И так вплоть до 1993 года. Затем я перевелась на работу в «Армянские авиалинии», где собственно и начала заниматься обеспечением полетов. В «Армянских авиалиниях» проработала до 2006 года, после чего перешла в компанию «Армавия», в которой прослужила вплоть до ее банкротства в 2013 году. С 2014 года работаю в авиакомпании «Армения».

Попала в авиации совершенно случайно

Директор компании «Армянские авиалинии» встретив меня однажды в коридоре вычислительного центра обратился с вопросом, что означает на английском языке аббревиатура «CFM». Я ответила, что это слово «confirm», что означает подтвердить. И он сразу предложил мне работу, но я отказалась. Оказывается, без моего ведома, он уже договорился с моим директором и они уже подготовили приказ о моем зачислении. Вот так я попала в авиацию.

Я и муж учились на одном курсе, где и познакомились

Я и мой будущий муж учились на одном факультете университета. Но до этого он учился в Рижском авиационном училище, где овладел двумя специальностями —летчика и специалиста по радарным станциям. Во времена СССР было понятие работать «по направлению» и он получил «направление» работать в Ереван. Тогда же он решил продолжить учебу и поступил в Политехнический институт, где мы и встретились. Мы вместе с ним 6 лет проучились на одном факультете. Мой муж в авиации с 1972 года, в качестве летчика он проработал 3-4 года, а затем переключился на свою вторую профессию — специалиста по радарным станциям. С 2013 он пенсионер, в настоящее время не работает.

Дочка тоже работает в авиации.

Наша дочка родилась в 1980 году, училась в Государственном Университете на факультете Социологии и философии. Несмотря на выбор профессии, она тоже пришла в авиацию. В Ереване был офис British airways. Дочка поступила на работу в их представительство в аэропорте «Звартноц». Потом это направление закрыли, и она нашла другую работу в компании «Етиат Эрвейс», которая осуществляла рейсы Абу Даби-Ереван-Абу Даби. Через некоторое время это направление закрыли, а моя дочка получила предложение о работе в Абу Даби. Сегодня они с мужем живут и работают в Абу Даби, она представитель компании «Этиат» в аэропорту.

Я очень хотела, чтобы дочка пошла по моим стопам

Сегодня мало кто владеет моей специальностью в Армении. У меня были ученики в разных авиакомпаниях, но все они сегодня живут и работают зарубежом. Пожелала бы, чтобы моя дочка овладела бы моей специальностью, посколько она достаточно интересная, да и мало, кто ею владеет.

Беседовала Лилит Демурян.

Фотографии Айка Манукяна.